- А это не так?

 Е.У.: Нет, это не так. Потому что вовсе не обязательно, и даже, скажем, не рекомендуется начинать с таких сложных поз.

 

- Но, вот был же фильм об индийской йоге. Там же все время на гвоздях, на кострах...

Е.У.: То, что на гвоздях – это немножко другое. Я сразу хочу пояснить: очень часто смешивают два таких понятия, как йога и факиризм. То есть, те люди, которые на гвоздях лежат, глотают огонь, делают какие-то удивительные вещи, - это, скорее, факиры. Такая традиция в Индии тоже есть, но йога – это немного другое. И еще я хочу сказать о некоем различии того, что йога есть в Индии, и что понимается под йогой на Западе, в том числе, и в России...

- Это разные вещи, да?

Е.У.: Это требует определенного пояснения. Скажем, йога в Индии – это, прежде всего, еще и традиционная философская школа, уходящая своими корнями в далекое прошлое. Также под йогой можно понимать некий комплекс техник, практик, которые повышают потенциал человека, увеличивают его психические и физические возможности...

- Я когда говорил про «страшное», это я и имел в виду. Потому что всякий раз, когда заходит разговор про йогу, все говорят: «У тебя расширится сознание, и ты уйдешь из мира, и бросишь семью и...»

Е.У.: Нет, вот это не нужно! Вот, скажем, заходим в комнату, видим люди сидят молча, закрыв глаза, в неподвижной позе – вот они занимаются йогой. Мы идем в другую комнату, и там видим людей, которые делают интенсивные физические упражнения - и это тоже называется йогой. То есть, существуют очень разные практики, которые называются общим словом «йога». И чтобы разобраться во всем этом, наверное, лучше всего пойти попробовать, потому что только так можно понять, подходит тебе это или нет.

Скажем, та йога, которой я занимаюсь, имеет свое название. Американский журнал «Таймс» назвал ее самой физиологичной йогой. Эта йога по методу Шри Б.К.С. Айенгара. Этот человек, кстати, буквально неделю назад был у нас в стране. Ему сейчас девяносто первый год, он в добром здравии и очень бодр. И то видение йоги, которое он предлагает, получило популярность в западном мире, прежде всего потому, что кажется очень рациональным. Хотя, инструментом воздействия является тело, безусловно, этот метод оказывает довольно глубокое воздействие и на психоэмоциональное состояние человека, и на его духовность.

- Вы можете что-нибудь такое сделать со мной, чтобы я понял сразу эту пользу?

Е.У.: Да. Сидя на стуле, отведите плечи назад, вытяните руки вверх и попытайтесь прогнуться назад, опираясь спиной на спинку стула

- Как будто мостик назад делаем, да?

Е.У.: Да. Обычно человек плохо прогибается в грудном отделе позвоночника, и него грудная клетка сжимается. Втягивайте лопатки, и еще очень важно вам, Владимир, выпрямлять локти, потому что когда вы выпрямляете локти, вы воздействуете на верхнюю часть спины.

Это довольно известная мысль о том, что поза тела человека отражает его внутреннее состояние. Ну, скажем, если человек все время будет сутулиться, грудную клетку сжимать, голову опускать, у него постепенно формируется депрессивное состояние. А когда он раскрывает грудную клетку, разворачивает плечи, смотрит ровно, поднимает грудину, то он начинает дышать полной грудью и ощущает себя более устойчивым и счастливым.

- Это надо делать каждый день? С утра, вечером, или...

Е.У.: Знаете, учитывая тяжелый ритм жизни людей, которые живут в таком большом мегаполисе, как Москва, я бы советовала заниматься тогда, когда есть время – даже 5-10 минут.

- Как производственная гимнастика!

Е.У.: Вот-вот! Конечно, это немножко утилитарное отношение, но в качестве популяризации подойдет.

- А дышать при этом как?

Е.У.: Если говорить о практике йоги, то работа с дыханием заключается не в том, чтобы просто делать какие-то дыхательные упражнения для улучшения дыхательной функции. Наблюдение за дыханием, изменение дыхания прежде всего влияет на состояние ума. Это важно для очистки эмоционального фона, чтобы человек стал более стабильным.

Вообще же, йога – это система, где есть очень много разных аспектов, ступеней: это и некие морально-этические принципы, и выполнение асан, и работа с дыханием, и отвлечение чувств, и концентрация.

- Елена, скажите, можно ли заниматься самостоятельно по книжкам или лучше все-таки с преподавателем? Потому что, не дай Бог, я куда-нибудь так себя скручу, что вред здоровью могу нанести.

Е.У.: С одной стороны, есть большой плюс в том, что сейчас продается много разной литературы, и человек может выбрать все, что хочет. Но с другой стороны, очень трудно иногда выбирать, потому что человек не знает, что ему подходит. Это также касается и выбора преподавателя. Очень важно прежде, чем куда-то идти, изучить вопрос. Сейчас есть Интернет – можно посмотреть, составить мнение о том или ином направлении, школе или йога-центре. И так же о преподавателе – можно просто посмотреть, что за преподаватель, где он учился, как давно он работает и так далее.

Работа с преподавателем лучше, чем работа просто по журналу книжке. Но в то же время очень часто бывает, что хорошая книжка оказывается лучше, например, плохого преподавателя.

- Возьмем для сравнения обычные фитнес-упражнения: там очень много зависит от того, правильно ли ты это делаешь. В йоге это важно?

Е.У.: В йоге это гораздо более важно! В Америке есть несколько направлений, которые развились из индийской йоги и превратились в некое эклектичное направление, больше похожее на фитнес. Там не уделяется внимание тому, как выполнять асаны, а просто люди атлетично делают одну позу, другую, третью... Но если возвращаться к истокам, то правильно выполненная поза работает очень глубоко: достигается терапевтический эффект и воздействие на ум. Но даже если человек просто будет выполнять ее как физическое упражнение, то все равно получит определенную пользу. Бывает, люди пришли заниматься йогой в класс, и буквально через месяц-полтора говорят, что у них улучшился сон, прошли головные боли, появилось много энергии. А потом я спрашиваю: «А чем вы занимались до этого?» - «Да, ничем, только ходил на работу, ездил на машине». Мне кажется, что если бы эти люди просто стали утром гулять минут по сорок бодрым шагом, то они бы тоже наблюдали такой удивительный эффект.

- Та же гимнастика, здесь нет ничего плохого...

Е.У.: Потому в самом начале важно, чтобы человек как-то вовлекся, хоть что-то начал делать. Постепенно он вникает в детали, уже идет глубокая проработка тела в асанах. И если говорить об основных отличиях йоги от фитнес-упражнений, то самое первое - отличие внешнее. Когда человек бежит на беговой дорожке, он смотрит в телевизор или слушает музыку, думает о чем-то постороннем, и мышцы его просто работают. Когда человек выполняет позу йоги, он полностью в ней, то есть, он сосредоточен на том действии, которое он делает...

- То есть два в одном получается...

Е.У.: Я бы сказала, даже больше: он эмоционально, ментально и физически выполняет это упражнение. То есть, он не просто поднимает руки, а поднимает и интенсивно вытягивает. То есть, осознание очень важно.

- Подождите! Но ведь так кубиков на прессе не получить, мышцу рельефную не накачать, и вообще эффект на окружающих не произвести.

Е.У.: Понимаете, эффект на окружающих не обязательно производят кубики и вот то, что Вы сказали, «мышца». Потому что, во-первых, все мы разные, не все хотят видеть такие горы мышц.

- А в журналах все время печатают вот эти, с кубиками...

Е.У.: Не все люди свою жизнь сличают по журналу. Мне кажется, что все-таки это какая-то такая вымышленная жизнь, некий фетиш. И, надо сказать, что не все люди могут накачать эти кубики, даже если они будут ходить на тренажеры. Я знаю, очень многих людей, которые просто убивались на тренажерах, но рельеф не получили. Потому что это зависит от структуры их тела. А есть люди, которые приходят на занятия в наши классы йоги и буквально через пару месяцев занятий у них этот рельеф все равно получается, хотя, как бы, они этого и не хотят. Все это очень индивидуально.

 www.yoga.ru