А еще они учили, что эмоции − особенно те, которые принято считать негативными − обладают огромной энергией и потенциалом для развития, и что если мы научимся распознавать эту энергию в самом зародыше, мы сумеем преобразить гнев в ясность и мудрость, а отчаяние − в сострадание.

 

Звучит это прекрасно. И я полностью согласна с этими утверждениями. Но вот, в чем подвох: для того, чтобы трансформировать гнев в ясность и обнаружить его потенциал, нужно сначала обнаружить и признать в себе этот гнев. Или даже момент его зарождения. Но если вы с детства научились виртуозно избегать собственных негативных эмоций или «не замечать их» (как раз потому, что они не были социально одобрены), то вы будете пребывать в иллюзии, что трансформировали его, пока он не проявится в виде депрессии, психосоматических болезней или неприятностей. А духовная практика, вместо того, чтобы помочь вам освободиться от этой иллюзии, только укрепит ее.

Когда мои очередные отношения закончились разрывом, я впервые в жизни пришла к психологу. Полностью преобразив свои гнев, обиду и боль в радужное принятие и регулярно медитируя, я почему-то все равно не могла есть, спать и жить. Психолог предложила мне написать в столбик все ужасные поступки, которые совершил по отношению ко мне мой бывший мужчина. И очень разозлиться. Я посмотрела на нее с любовью и состраданием: было ясно, что ей, бедняжке, никто не объяснил базовые принципы тантры.

Сейчас, спустя почти 12 лет, я благодарна себе, что осталась и пришла к ней на второй, третий и десятый сеансы, а у нее хватило ума, терпения и чувства юмора показать мне, как изворотливо мой ум прятал от меня же самой мои эмоции, прикрываясь маской любящей доброты.

Мы все нередко делаем это: избегаем конфликтов, не выражаем свои подлинные чувства и желания, соглашаемся на меньшее, молчим, когда хочется кричать или, наоборот, кричим, когда лучше промолчать, заботимся, когда надо просто оставить человека в покое − этот список вы тоже можете продолжить сами, правда? Нам кажется, что мы делаем это для других − мы их бережем. Но гораздо чаще мы бережем себя от того, чтобы увидеть свое Эго.

У меня ушло много лет на то, чтобы понять: результатом моей духовной практики не обязательно будет достижение гармонии и просветления. Ну, по крайней мере, не сразу. Сначала я встречу свое Эго без прикрас − яростное, ревнивое, страстное, раненое, защищающееся, тревожное, контролирующее. Очень далекое от благостного духовного идеала.

И тогда результатом моей практики будет то, что я вдруг окажусь готова смотреть на него со стороны и с любовью, не стесняясь его, не пытаясь заткнуть ему рот или сослать на очередной ретрит. И только после этого сможет начаться трансформация: то, что было скрыто, проявится на свет и начнет исцеляться. И только в этот момент и начинается тантра, а не разговоры о ней.

Поэтому если поначалу ваша практика − йога, цигун, медитация − вместо того, чтобы погрузить вас в нирвану, вытаскивает наружу всех ваших демонов, не пытайтесь загнать их назад. Это значит, что практика работает. Решитесь ли вы познакомиться с ними в одиночку или обратитесь за поддержкой к психологу, решать вам. Но что бы вы ни решили, это будет одно из самых важных и прекрасных знакомств в вашей жизни.

Мне повезло: сейчас я живу с человеком, который время от времени заставляет меня задуматься об убийстве. И мои чувства взаимны. Благодаря этому мы помогли друг другу обнаружить в себе множество темных закоулков и пыльных чуланов, куда раньше не хватало смелости соваться ни одному из наших партнеров: мало кто готов рисковать своей жизнью ради другого человека. Тут, знаете ли, нужна настоящая любовь.

Ну и регулярная практика.

vnimatelnost.com